Повседневная жизнедеятельность гражданина предполагает постоянное возникновение у него потребностей в товарах, работах и услугах. Приобретая их, гражданин одновременно приобретает правовой статус потребителя и в связи с этим оказывается под охраной и защитой Законодательства Российской Федерации.
Но кто же такой потребитель? Все ли, кто приобретают всевозможные услуги и товары являются потребителями?
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Другой стороной всегда является организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации, реализующие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю. Складывающиеся отношения имеют возмездный характер.
Отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, Законом не регулируются, например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения вещей в гардеробах организаций: если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Включение в понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особое значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о нем, условиях продажи, изготовителе и т.д.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.