О корпоративных программах укрепления здоровья на рабочих местах

27 апреля 2023 г., четверг

Внедрение корпоративных программ укрепления здоровья на рабочих местах соотносится с государственным проектом «Демография», направленным на увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения России до 78 лет к 2024 году. Данные программы позволяют охватить профилактическими мероприятиями основную целевую группу - трудоспособную организованную часть населения.

Корпоративная программа укрепления здоровья –инвестиционный проект, участниками которого выступают государство, работодатель и работник.

Основной целью программы является улучшение здоровья и благосостояния людей трудоспособного возраста и повышение экономической эффективности поведения сотрудников.

Корпоративная программа укрепления здоровья - это проект, реализация которого направлена на удовлетворение потребностей всех его участников.

Основными преимуществами внедрения корпоративной программы по укреплению здоровья являются:

Для работника:

  • приверженность к ЗОЖ;
  • выявление заболеваний на ранней стадии;
  • сокращение затрат на медицинское обслуживание и возможности получения материального и социального поощрения;
  • улучшение условий труда;
  • улучшение качества жизни.

Для работодателя:

  • сокращение расходов, связанных с днями нетрудоспособности;
  • снижение потерь квалифицированных кадров;
  • улучшение имиджа и увеличение ресурсов для развития компании;
  • повышение производительности труда;
  • привлекательность для перспективных работников.

Для государства:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • сокращение смертности;
  • снижение расходов, связанных с медицинской помощью и инвалидностью;
  • увеличение национального дохода;
  • сокращение дней нетрудоспособности.

 

Для успешной реализации корпоративных программ необходимо учитывать факторы мотивации сотрудников.

Факторы, влияющие на мотивацию сотрудников:

  • Информация о негативных последствиях для здоровья при несоблюдении принципов ЗОЖ;
  • Активная агитация и вовлечение сотрудников к участию в программах;
  • Личный пример руководителя;
  • Мотивация сотрудников к участию в программе.

Подготовительный этап.

Руководство предприятия инициирует создание постоянно действующей рабочей группы по укреплению здоровья на рабочем месте с определением ее персонального состава и функциональных задач. Рабочая группа на штатной или функциональной основе формируется в зависимости от условий предприятия. Назначается руководитель рабочей группы, который является координатором всех направлений ее деятельности, взаимодействуя с руководством в плановом и оперативном порядке.

Фактически рабочая группа является органом управления корпоративной программой, а ее деятельность регламентируется Положением о рабочей группе.

Рабочая группа должна включать представителей по возможности основных сторон, заинтересованных в программах укрепления здоровья работающих:

• службы управления персоналом (кадровой службы);

• службы охраны и безопасности труда;

• медицинской службы;

• работников профсоюза;

• консультантов, в том числе из других учреждений;

• общественных организаций;

• организаций волонтеров.

Рабочая группа может состоять из основного состава и иметь представителей по отдельным направлениям программы, которые привлекаются к работе при необходимости.

Этапы разработки корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников.

Разработка, реализация, мониторинг и оценка корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников – это поэтапный процесс взаимосвязанных действий.

Основные этапы:

  1. Планирование
  2. Реализация мероприятий
  3. Мониторинг и оценка
  4. Улучшение и коррекция мероприятий

1 этап. Планирование.

Для разработки действенной программы, которая подходит конкретному предприятию, на этапе планирования необходимо:

  1. Проанализировать ситуацию и выбрать приоритеты;
  2. Разработать мероприятия и план их реализации;
  3. Определить ресурсы;
  4. Разработать индикаторы процесса и результата, критерии их оценки с определением механизма мониторинга и сроков, периодичности оценки.

А. Анализ ситуации и выбор приоритетов.

Доступные источники информации для планирования и разработки корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте:

  • Данные отдела кадров и бухгалтерии (половозрастная структура работников, специальности, занятость, временная утрата нетрудоспособности по заболеваниям и травмам);
  • Результаты диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (заключения медицинской комиссии по результатам профилактических медицинских осмотров);
  • Данные охраны труда (результаты оценки условий труда рабочих мест, профессиональные вредности, факторы трудового процесса);
  • Опросы (анкетирование) администрации и работников;
  • Выборочные скрининговые обследования работников.

B. Разработка мероприятий и плана их реализации.

В практике реализации корпоративных программ можно выделить мероприятия по следующим направлениям:

  • Профилактика потребления табака;
  • Снижение потребления алкоголя с вредными последствиями;
  • Здоровое питание на рабочем месте;
  • Повышение физической активности;
  • Сохранение психологического здоровья и благополучия.

Разработка рабочего плана мероприятий должна предусматривать намеченные для реализации мероприятия в соответствии с выбранными стратегиями, назначение ответственных лиц, определение ресурсов для каждого мероприятия, точный график работы и план оценки.

С. Определение ресурсов

  • Кадровые ресурсы, их компетентность, заинтересованность и инициативность.
  • Обучение/инструктаж. Проведение обучающих мероприятий при необходимости. Привлечение к обучению по вопросам медицинской профилактики.
  • Анализ имеющихся средств предприятия по созданию условий, способствующих здоровому образу жизни.
  • Планирование создания новых условий для оздоровления работников на рабочем месте.
  • Проведение необходимых организационных изменений в соответствии с планом мероприятий.
  • Финансирование мероприятий и инновационных изменений при их необходимости.

D. Разработка индикаторов процесса и результата, критериев их оценки с определением механизма мониторинга и сроков, периодичности оценки.

Это необходимо для оценки результатов самого процесса, мониторинга и вмешательства в процесс в случае необходимости и для создания сбалансированной системы показателей, которая, в свою очередь, является системой стратегического управления здоровьем сотрудников. Индикаторы должны быть простыми, понятными и достижимыми.

Рекомендуется оценивать целевые показатели результатов с первого года внедрения корпоративной программы для регулирования процесса, но их изменение можно ожидать не ранее чем через 2-3 года.

Индикаторы эффективности корпоративной программы формируются по следующим направлениям:

  • показатели здоровья работников предприятия;
  • информированность о здоровом образе жизни и факторах риска НИЗ;
  • мероприятия по профилактике НИЗ и социально-значимых заболеваний;
  • показатели, характеризующие условия труда на предприятии

Целевые индикативные показатели процесса внедрения корпоративной программы:

Краткосрочные:

  • Процент охвата сотрудников корпоративной программой (100%).
  • Повышение информированности о здоровом образе жизни (% от общего количества сотрудников).
  • Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни (% от общего количества сотрудников).
  • Повышение лояльности и удовлетворенности сотрудников.

Среднесрочные:

  • Сокращение лиц с факторами риска, увеличение приверженности к здоровому образу жизни.
  • Снижение заболеваемости.
  • Снижение временной нетрудоспособности.
  • Снижение затрат на медицинское обслуживание/ДМС.

Долгосрочные:

  • Снижение выхода на инвалидность.
  • Снижение смертности.
  • Возврат инвестиций (сопоставление инвестиций в программу с экономическим эффектом за счет сокращения временной нетрудоспособности и др.).

2 этап. Реализация мероприятий.

Профилактика потребления табака:

  • Оформление рабочих мест, мест общего пользования в помещениях и территории знаками, запрещающими курение.
  • Оформление мест для курения вне территории предприятия.
  • Оформление мест общего пользования (туалеты, лестницы, коридоры) детекторами дыма для осуществления контроля над соблюдением запрета курения на предприятии.
  • Оформление рабочих мест и мест общего пользования, территории предприятия информационными материалами о вреде курения.
  • Оформление рабочих мест и мест общего пользования «здоровыми альтернативами» вместо перекуров.
  • Организация стартового мероприятия, ознаменовавшего начало реализации программы, акций и кампаний, посвященных реализации программы.
  • Организация конкурсов, соревнований между сотрудниками или подразделениями.
  • Выявление курящих сотрудников, предоставление краткого совета по отказу от курения.
  • Организация кабинета по оказанию помощи курящим сотрудникам в отказе от курения.
  • Организация индивидуальной и групповой поддержки по мобильным приложениям, мессенджерам и чатам.
  • Софинансирование (субсидирование) медикаментозной терапии по лечению табачной зависимости.
  • Включение в пакет ДМС оказание помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости.
  • Учреждение системы штрафов и поощрений.

Снижение потребления алкоголя:

  • Организация анкетирования сотрудников на злоупотребление алкоголя.
  • Организация консультативной помощи по вопросам, связанным с риском пагубного употребления алкоголя.
  • Коммуникационная кампания по повышению осведомленности в отношении алкоголя.
  • Организация безалкогольных корпоративных мероприятий.

Повышение физической активности:

  • Оценка уровня физической активности и тренированности работников.
  • Организация командно-спортивных мероприятий.
  • Организация на предприятии утренней зарядки, производственной гимнастики.
  • Организация физкульт-брейков в течении рабочего дня.
  • Проведение «Недели физической активности».
  • Использование мобильных приложений по популяризации физической активности.

Здоровое питание на рабочем месте:

  • Обеспечение сотрудников питьевой водой.
  • Организация питания в рабочее время.
  • Обеспечение выбора продуктов и блюд для здорового питания на всех площадках и мероприятиях компании.
  • Введение в меню информационной маркировки «Здоровое питание» на блюда и напитки.
  • Ограничение на территории предприятия продажи продуктов с высоким содержанием соли, сахара и насыщенных жиров.
  • Обучение сотрудников компании и работников предприятия общественного питания, расположенного на территории компании, основам рациона здорового питания. Организация школы здоровья очного и дистанционного формата по рациональному питанию и профилактике избыточного веса.
  • Организация между сотрудниками или подразделениями предприятия конкурсов рецептов блюд для здорового питания.
  • Организация тематических дней и акций, направленных на популяризацию здорового питания в коллективе.
  • Проведение анкетирования на пищевые привычки сотрудников предприятия и их оценка на соответствие рациону здорового питания.

Сохранение психологического здоровья и благополучия:

  • Проведение открытых встреч с руководством предприятия для обсуждения вопросов и проблем создания благоприятной психоэмоциональной среды.
  • Обучение работников и руководителей практике психоэмоциональной разгрузки на рабочем месте. Формирование у сотрудников навыков управления психоэмоциональным состоянием.
  • Проведение Дня/Недели/Месяца психоэмоционального здоровья.
  • Организация телефонной линии психологической поддержки работников.
  • Организация работы комнаты психоэмоциональной разгрузки.

3 этап. Мониторинг и оценка эффективности.

Мониторинг реализации программы проводится согласно имеющемуся утвержденному плану мероприятий специалистом отдела управления персоналом (отдела кадров), являющегося членом рабочей группы, сведения о результатах мониторинга предоставляются руководителю рабочей группы.

Краткосрочные индикаторы оцениваются ежемесячно.

Индикаторы процесса эффективности может оценивать и анализировать руководитель рабочей группы с вынесением результатов на обсуждение и принятие мер по их коррекции на совещания рабочей группы по внедрению корпоративной программы не реже, чем раз в шесть месяцев.

Решения, принятые по результатам внедрения программы доносятся до сотрудников путем размещения информации на стендах, в корпоративных печатных изданиях и информационных сетях.

Для дополнительной стимуляции и мотивирования сотрудников к ведению здорового образа жизни желательно учредить звание на лучшего лидера и лучшее подразделение (команду) по внедрению корпоративной программы.

4этап. Улучшение и коррекция мероприятий.

Улучшение и коррекция мероприятий является непрерывным процессом при условии отлаженной системы мониторинга и управления.

Такой подход позволяет оценить уже краткосрочные результаты с точки зрения менеджмента и сотрудников. Данный этап позволяет постоянно корректировать корпоративную программу с учетом достигнутых результатов.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International