Обращаем Ваше внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере:
- в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон);
- до показа автомобиля или заключения договора-купли продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т.п.), в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части;
- при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре);
- навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).
Как избежать обмана и навязывания
- внимательно исследуйте отзывы о компаниях-продавцах автомобилей;
- при выборе следует учитывать уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки (с информацией по указанному вопросу можно ознакомиться на сайтах официальных дилеров);
- на интернет- сайте автосалона является обязательной к размещению информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации, которая для удобства покупателя должна включать в себя контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией и т.п.;
- с осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей Вас марки автомобиля для предварительного ознакомления. Договор необходимо внимательно изучить до подписания, включая написанные мелким шрифтом пункты. В договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, а также полное описание модификации модели. Авансовый платеж можно вернуть, если вы решите отказаться от машины по каким-либо причинам. Невозвратным считается только залоговый взнос;
- подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала;
- при покупке подержанного автомобиля проверить историю машины можно самостоятельно. Отдельно стоит проверить, не находится ли автомобиль в залоге — это делается на сайте Федеральной нотариальной палаты;
- перед тем, как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов — царапин, вмятин. Еще один важный аспект — сверка номера двигателя, шасси и номера кузова, VIN-номера с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работают ли освещение, дополнительное оборудование. Акт приема-передачи автомобиля можно подписывать только после тщательного осмотра.
Что делать, если обманули
Необходимо пожаловаться на противозаконные действия автосалона:
- к производителю или в уполномоченную им организацию. Прежде всего, в случае, если потребитель столкнулся с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понес незапланированные расходы, был лишен возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров, работ, услуг) рекомендуем обращаться к виновному лицу (в данном случае - к продавцу товара) с соответствующей претензией;
- чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно также обратиться в суд с исковым заявлением;
- в органы внутренних дел. Если вы стали жертвой мошенничества следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлениям.
Арский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг.