ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАРАР
________________ № _________
Об утверждении муниципальной программы по профессиональной ориентации детей и учащихся общеобразовательных учреждений Сабинского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2023 гг. «Город профессий «Saba Balahoner»
В соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015 №443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015 - 2025 годы» и в целях создания в районе эффективно действующей системы профессиональной ориентации, содействующей формированию у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений района внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору сферы деятельности, Исполнительный комитет Сабинского муниципального района Республики Татарстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Руководитель М.Р. Ишниязов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Исполнительного
комитета Сабинского муниципального
района Республики Татарстан
от__________________ № ________
Муниципальная программа
по профессиональной ориентации детей и учащихся общеобразовательных учреждений Сабинского муниципального района
Республики Татарстан на 2019-2023 гг.
«Город профессий «Saba Balahoner»
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа по профессиональной ориентации детей и учащихся общеобразовательных учреждений Сабинского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2023 гг. «Город профессий «Saba Balahoner» |
Основания для разработки программы |
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) гл. 2 , ст. 37; 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г." 4. Конвенция ООН о правах ребенка; 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 42, п.4; 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 27.12.2018); 8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014г. №110 «Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 16 января 2019 года). |
Заказчик – координатор программы |
Исполнительный комитет Сабинского муниципального района Республики Татарстан |
Разработчики программы |
МКУ «Управление образования исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан» |
Основные исполнители программы |
МКУ «Управление образования исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан», ГКУ «Центр занятости населения Сабинского района», МБУ ДО «Центр детского творчества Сабинского муниципального района Республики Татарстан», общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения Сабинского муниципального района Республики Татарстан, учреждения и предприятия, на базе которых проходят занятия. |
Сроки выполнения и этапы реализации программы |
Январь – март 2019 г.- подготовительный этап: анализ ситуации, работа проектной группы по разработке Программы; Апрель 2019 г. – декабрь 2023 г.- основной этап: реализация ведущих направлений Программы; Декабрь 2023 г.- заключительный этап: анализ результатов и подведение итогов. |
Цель программы |
Создание в районе эффективно действующей системы профессиональной ориентации, содействующей формированию у обучающихся и воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору сферы деятельности. |
Основные задачи программы |
1. Организация работы Города профессий для детей в учреждениях Сабинского района с возможностью видеть и попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности. 2. Создание информационно - методического обеспечения системы профессиональной ориентации детей и учащихся через привлечение предприятий и учреждений района. 3. Содействие ранней профилизации воспитанников дошкольных учреждений с целью расширения знаний о мире профессий, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых. 4. Обеспечение условий для самоопределения обучающихся в профессиональной сфере на основе посещения занятий в организациях района. 5. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, предприятий и организаций района по вопросу профессионального самоопределения детей и обучающихся. 6. Мониторинг реализации Программы: выявление, изучение, обобщение, распространение позитивного опыта, направленного на профориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся. 7. Воспитание доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач. |
Объёмы финансирования Программы |
Всего на финансирование Программы в 2019-2023 годах предусмотрено 2 326,700 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год – 2 326,700 тыс.руб. 2020 год – 0,000 тыс.руб. 2021 год – 0,000 тыс.руб. 2022 год – 0,000 тыс.руб. 2023 год – 0,000 тыс.руб. Объём финансирования Программы на 2019-2023 годы за счёт средств бюджета Республики Татарстан составит 500,000 тыс.руб., в том числе по годам: 2019 год – 500,000 тыс.руб. 2020 год – 0,000 тыс.руб. 2021 год – 0,000 тыс.руб. 2022 год – 0,000 тыс.руб. 2023 год – 0,000 тыс.руб. Объём финансирования Программы на 2019-2023 годы за счёт средств бюджета Сабинского муниципального района составит 1 826,700 тыс.руб., в том числе по годам: 2019 год – 1 826,700 тыс.руб. 2020 год – 0,000 тыс.руб. 2021 год – 0,000 тыс.руб. 2022 год – 0,000 тыс.руб. 2023 год – 0,000 тыс.руб. Объёмы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Сабинского муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период. |
Целевые индикаторы
|
1. Наличие соглашений Исполнительного комитета с предприятиями, организациями района. 2. Эффективное функционирование города профессий «Saba Balahoner», внедряющего современные технологии профориентационной работы. 3. Увеличение количества предприятий, на базе которых проводятся занятия. 4. Увеличение количества специалистов предприятий, задействованных в организации профориентационной работы. 5. Повышение информационной грамотности среди детей и обучающихся о профессиях. 6. Формирование у детей и учащихся представления о рабочих профессиях. |
Система организации управления и контроля за исполнением программы |
Управление и контроль за исполнением программы осуществляет Исполнительный комитет Сабинского муниципального района, МКУ «Управление образования исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы в полном объеме позволит достичь к концу 2023 года: 1.повышения мотивации выпускников образовательных учреждений к профессиональной деятельности с учетом профессиональных предпочтений и потребностей рынка труда Сабинского муниципального района. 2. формирования у ребенка эмоционального отношения к миру профессий, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. 3. апробацию и внедрение современных методик профориентации. |
I. Пояснительная записка
Вопрос профессиональной ориентации и активизации социально-профессионального самоопределения детей в настоящее время чрезвычайно актуален. Мир профессий в обществе − сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали- любой труд почетен и нужен людям.
Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: архитектор, экономист, спасатель, модельер, актер, автомеханик, фермер.
Профориентация в современных социально - экономических условиях является частью образовательного процесса, способствующего формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.
Анализ рыночной экономики указывает что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, требуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений определяет эффективную занятость и конкурентоспособность. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека является система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников.
В последнее время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, начиная с дошкольного возраста, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство. В связи с этим, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является одной из важнейших задач.
Решение данной проблемы во многом определяется успешностью организации профессиональной ориентации и самоопределения школьников.
Таким образом, цель современной профориентационной работы - формирование у детей дошкольного возраста и обучающихся образовательных учреждений внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, включая все ступени обучения, через создание комплексной эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения, соответствующей новым социально-экономическим условиям, учитывающей как потребности личности в самоопределении, так и запросы экономики Сабинского района в рабочих кадрах и специалистах.
II. Актуальность разработки Программы
Город профессий «Saba Balahoner» - это детское пространство, которое знакомит детей разных возрастов с многообразием и широким выбором профессий. Программа рассчитана на детей 5 - 12 лет. В отдельных отведенных помещениях, в мастерских определенного профиля учреждений и предприятий района дети смогут в игровой форме погрузиться во взрослую жизнь, попробовав себя в разных профессиях, через игру понять и усвоить основы разных профессий и приобрести полезные навыки. Они научатся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь, менять колеса автомобиля, настраивать микроскоп, вызывать полицию, сажать растения, вести радиопередачи.
Разностороннее обучение детей 5-12 лет в формате "играй и учись" - это раскрытие детских талантов, побуждение к фантазерству и созиданию. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Чтобы сделать правильный выбор, каждый школьник должен научиться адекватно оценивать свои способности и предпочтения, он должен сам понять, чем именно ему нравится заниматься.
В современных условиях вопросы выбора профессии, трудоустройства и занятости характеризуются рядом противоречий, негативно влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи:
- между потребностью рынка труда в специалистах высокой квалификации и профессиональными возможностями;
- между существующим спросом и предложением на рынке труда;
- между требованиями работодателей к квалификации работников и отсутствием её у соискателей вакансий;
- между высокой личной ответственностью за результат принятия решений профессионального выбора в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную поддержку со стороны государства;
- между требованием рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии.
Сегодня перед муниципальным районом стоит задача подготовки активных, квалифицированных, мобильных молодых специалистов по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Именно поэтому возрастает важность и значимость системной профориентационной деятельности, так как качество профориентационной работы прямым образом отражается на качестве подготовки будущих специалистов.
Изучение доминирующих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что у подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста района. Все эти противоречия подтверждают факт актуализации вопросов по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда. В данной ситуации требуются новые подходы к профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений.
Для создания полноценной и преемственной системы профориентации молодежи требуется формирование единой системы профориентационной работы в каждом учреждении, учитывающей специфику его деятельности. Комплексный подход всех учреждений и ведомств, включенных в систему профессиональной ориентации, позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессионального развития.
Программа «Город профессий «Saba Balahoner»» на 2019-2023 годы является целевой и позволит развернуть в Сабинском районе комплексную систему профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников, охватывающую все ступени обучения.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Цель - создание в районе эффективно действующей системы профессиональной ориентации, содействующей формированию у обучающихся и воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору сферы деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организация работы Города профессий для детей в учреждениях Сабинского района с возможностью видеть и попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности.
2. Создание информационно - методического обеспечения системы профессиональной ориентации детей и учащихся через привлечение предприятий и учреждений района.
3. Содействие ранней профилизации воспитанников дошкольных учреждений с целью расширения знаний о мире профессий, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых.
4. Обеспечение условий для самоопределения обучающихся в профессиональной сфере на основе посещения занятий в организациях района.
5. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, предприятий и организаций района по вопросу профессионального самоопределения детей и обучающихся.
6. Мониторинг реализации Программы: выявление, изучение, обобщение, распространение позитивного опыта, направленного на профориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся.
7. Воспитание доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.
Программа реализуется в 2019 – 2023 годах.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Всего на финансирование Программы в 2019-2023 годах предусмотрено 2 326,700 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год – 2 326,700 тыс.руб.
2020 год – 0,000 тыс.руб.
2021 год – 0,000 тыс.руб.
2022 год – 0,000 тыс.руб.
2023 год – 0,000 тыс.руб.
Объём финансирования Программы на 2019-2023 годы за счёт средств бюджета Республики Татарстан составит 500,000 тыс.руб., в том числе по годам:
2019 год – 500,000 тыс.руб.
2020 год – 0,000 тыс.руб.
2021 год – 0,000 тыс.руб.
2022 год – 0,000 тыс.руб.
2023 год – 0,000 тыс.руб.
Объём финансирования Программы на 2019-2023 годы за счёт средств бюджета Сабинского муниципального района составит 1 826,700 тыс.руб., в том числе по годам:
2019 год – 1 826,700 тыс.руб.
2020 год – 0,000 тыс.руб.
2021 год – 0,000 тыс.руб.
2022 год – 0,000 тыс.руб.
2023 год – 0,000 тыс.руб.
Объёмы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Сабинского муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период. Мероприятия данной Программы представлены в приложении № 1 к Программе.
Создание единого профориентационного пространства и эффективно действующей системы взаимодействия профессионального самоопределения в образовательных учреждениях Сабинского муниципального района требует комплексного решения на следующих уровнях:
Исполнительный комитет Сабинского муниципального района:
Координация реализации программы «Муниципальная целевая программа по профессиональной ориентации детей и учащихся общеобразовательных учреждений Сабинского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2023 гг.» «Город профессий «Saba Balahoner».
Управление образования:
Предприятия и учреждения района:
Приложение № 1
к муниципальной программе по профессиональной
ориентации детей и учащихся общеобразовательных
учреждений Сабинского муниципального района
Республики Татарстан на 2019-2023 гг.
«Город профессий «Saba Balahoner»
Мероприятия по реализации Программы
№ п/п |
Наименование |
Сроки проведения |
Ответственные |
Источник финансирования |
Объём финансирования по годам, тыс.руб.
|
||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||||||||||||
1. Создание нормативно – правовой базы |
|||||||||||||||||
1.1 |
Разработка и утверждение Программы |
Январь - март 2019 г. |
Управление образования |
Местный бюджет |
1 826,700 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
|||||||
1.2. |
Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность по профориентации |
|
|||||||||||||||
1.3. |
Утверждение дорожной карты (плана мероприятий) по реализации Программы |
|
|||||||||||||||
1.4 |
Приобретение сценариев, презентаций для занятий |
||||||||||||||||
1.5 |
Приобретение и выдача паспортов для участников программы |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
2. Организационно – методическое сопровождение |
|||||||||||||||||
2.1. |
Транспортное обеспечение участников Программы |
По графику |
ГКУ «Центр занятости населения Сабинского района» |
Бюджет РТ |
500,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
||||||||
2.2. |
Заключение договоров с предприятиями для проведения выездных занятий |
Март 2019 г. |
МКУ «Управление образования», руководители предприятий |
|
|
||||||||||||
2.3. |
Создание Банка Профессий и Специальностей |
Январь 2019г. |
МКУ «Управление образования» |
|
|
||||||||||||
2.4. |
Создание дорожной карты к Программе |
Февраль 2019г. |
МКУ «Управление образования» |
|
|
||||||||||||
2.5. |
Проведение месячника по профориентационной работе |
Ежегодно, март |
Образовательные учреждения |
|
|
||||||||||||
2.6. |
Создание Банка методических разработок |
Январь – март 2019 г. |
МКУ «Управление образования» |
|
|
||||||||||||
2.7. |
Консультирование обучающихся по вопросам профориентации |
В течении года |
ГКУ «Центр занятости населения Сабинского района», Образовательные учреждения |
|
|
||||||||||||
2.8. |
Посещение мастер-классов обучающимися в Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills |
Август 2019 г. |
МБУ ДО «ЦДТ», ГКУ «Центр занятости населения Сабинского района», Образовательные учреждения |
|
|
||||||||||||
2.9 |
Проект «Один день на рабочем месте родителя» |
Ежегодно, каникулярное время |
МКУ «Управление образования» |
|
|
||||||||||||
2.10 |
Конкурс стендов, сайтов, кабинетов профориентационной направленности в образовательных учреждениях |
В течении года |
ОУ, ДОУ |
|
|
||||||||||||
3. Работа с обучающимися образовательных учреждений и воспитанниками дошкольных образовательных учреждений |
|||||||||||||||||
3.1 |
Фотовыставки в образовательных учреждениях: «Профессия моих родителей»; «Профессии моего села»; «Профессия – дарить людям радость»; Фотовыставки в ДОУ: «Моя мечта» «Профессии наших мам»; «Радуга профессий» |
Ежегодно |
Общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения |
|
|||||||||||||
3.2. |
Конкурс творческих проектов, коллективно-творческих дел профориентационной направленности |
Ежегодно |
МКУ «Управление образования», ОУ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
3.3. |
Деловая игра среди членов детской Думы «Работа для души или ради денег» |
Ежегодно |
МБУ ДО «ЦДТ» |
|
|
||||||||||||
3.4. |
Конкурс рисунков, сочинений |
Ежегодно |
ДОУ, ОУ |
|
|
||||||||||||
3.5. |
Проведение тематических мероприятий ОУ: «Профессии моего села» «Мир профессий» |
В течение года |
ОУ |
|
|||||||||||||
«Я хочу стать….» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Формула успеха - труд по призванию» |
|||||||||||||||||
3.6. |
Проведение тематических мероприятий ДОУ: «Город мастеров» «Где родился хлеб» «Волшебство труда» |
В течение года |
ДОУ |
|
|
||||||||||||
4.Работа с родителями |
|||||||||||||||||
4.1. |
Консультирование родителей по вопросам профориентации |
В течении года |
ГКУ «Центр занятости населения Сабинского района», ОУ |
|
|||||||||||||
4.2. |
Родительские собрания: - «Профориентация дома» - «Что значит – выбирать профессию?» - «Роль семьи в правильном решении» |
По графику |
ОУ |
|
|
||||||||||||
4.3. |
Конкурс проектов «Древо профессий моей семьи» |
По графику |
МБУ ДО «ЦДТ» |
|
|
||||||||||||
5. Работа с предприятиями и организациями района |
|||||||||||||||||
5.1. |
Проведение профориентационных занятий – уроков с детьми |
По отдельному графику |
Предприятия района, дошкольные и общеобразовательные учреждения района |
|
|||||||||||||
5.2. |
Экскурсии в предприятия |
По отдельному графику |
ОУ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
5.3. |
Встречи с представителями интересных профессий |
Ежегодно |
ОУ, предприятия района |
|
|
||||||||||||
5.4. |
Проведение районного конкурса профессионального мастерства «Я – мастер» (совместно с предприятиями района) |
Ежегодно |
МБУ ДО «ЦДТ», предприятия района |
|
|||||||||||||
5.5. |
Проведение круглых столов и тренингов для ответственных лиц, наставников предприятий |
Ежегодно |
МКУ «Управление образования», МБУ ДО «ЦДТ» |
|
|
||||||||||||
|
Всего: |
|
|
2 326,700 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
||||||||
|
ИТОГО: |
2 326,700 |
|
||||||||||||||
|
Использованные сокращенные:
Местный бюджет – бюджет Сабинского муниципального района
МКУ «Управление образования» – МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
МБУ ДО «ЦДТ» - МБУ ДО «Центр детского творчества Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
ОУ – общеобразовательные учреждения
ДОУ – дошкольные образовательные учреждения