Историческая справка

  Село Сатышево расположено в 10 километрах от районного центра с. Богатые Сабы у реки Сабинка. Говорят, что деревня существует более 500 лет. По материалам  IV археологического съезда в России 1884 года в деревне жили мусульмане- 785 человек мужчин и 765 женщин. О происхождении названия деревни существует несколько версий.

   Говорят, что впервые здесь переселились мужчина по имени Сатыш и его жена Борынчы из Булгар.  В окрестностях деревни находятся овраги Улят базы и Кызыл яр. О первом рассказывают, что в нем был когда-то проглочен землею за злые дела Хан, а о втором, что в нем жили какие-то большие звери , и найден в настоящее время клык мамонта, который хранится в музее района. По данным К.П.  Берстель в деревне Сатыш ( Борынчы) проживали  1896 человек татар (список 1908, 88). В конце XVIII века в деревне открывается медресе.

   В 1865 году строится мечеть, говорится, при мечети имелось медресе, на 1890 год в ней обучалось 120 мальчиков, 39 девочек.

   Духовными лицами состояли:
1) Мубаракша Яруллин – имам хатып и мугалим, утвержден на должность 29 декабря 1861 г. Казанским губернским правлением.
2) Мухамад  Мухамедгалеев – имам хатып  мударис, утв. на должность 13 марта 1972 г. Казанским губернским правлением.

   За 1906 год  в медресе у муллы Абдрахмана Мухаметова обучалось 304 мальчика, 57 девочек.

   В годы первой революции 1905-1907 года с 33 дворов деревни уезжают в Сибирь и там строят деревню Яна Сатыш.

   Известно, что жители деревни участвовали на Русско-Турецкой войне 1877- 1878. Камалов Сирази служил 8 лет и воевал.  Каримов Садыйк являлся Георгиевским кавалером.   На гражданской войне воевали из деревни 37 человек.

   В конце 1929 года начинается в деревне коллективизация. Первыми  в коллективное хозяйство записываются 17 хозяйств. Председатели колхоза  избирают  Шарафиева  Фаяза  и называют хозяйство  «Марс». Галимов  Ибрай назначается председателем  Сельского Совета. А с октября  1930 года председателем сельсовета избирается Ишниязов Акбар и одновременно избирается членами районного Совета. В 1931 году он едет в Казань делегатом в съезд Советов с правом голосования.

   В 1928 году в деревне организуются партийная ячейка во главе Гаянова Ислама.

   В 1933 году заканчивается сплошная коллективизация села, и в этот год на каждый трудодень выдается 8,2 кг  хлеба, председателей колхоза  является Бикмиев Гарифулла. Весной 1930 года привозят первый трактор «Фордзок». В 1937 году за вырученные продажей хлеба деньги закупают первую автомашину с грузоподъемностью 1,5 т. Шофером работает Хазиев Сабир. Коллективное хозяйство укрепляется, но начинается Великая Отечественная  война. Только из села Сатышево 249 человек ушли на фронт, на защиту Отечества, из них 187 человек не вернулись.   Испытания, которые достойно выдержали фронтовики, труженики тыла - это пример бесконечного мужества, сплоченности, верности Отечеству в один из самых трагических периодов нашей истории. ВОВ и фронтовое поколение понемногу уходят в историю, но остаются память и уроки  великого испытания.

   Старики, женщины и дети села становятся основной силой колхоза. Им приходится очень трудно вести хозяйство, но они работают день и ночь. Трагедия и подвиг тесно переплетались в судьбах ветеранов войны и тружеников тыла.

   После войны жизнь народа улучшается, укрепляется экономика и МТБ сельского хозяйства.
С 1959 года проводится электрификация села. С 1962 года председателем сельского Совета работает Зиннурова  Каусария,  которая проделала очень многое для развития села.

   С 1967 года колхозники начинают получать зарплату в денежном выражении. Летом 1980 года асфальтировали центральную улицу села.

   В 1993-1997 годы провели природный газ для отопления жилых домов.

   Жители села начали строить большие, благоустроенные дома. В декабре 2002 года клуб перенесли в двухэтажное помещение. Там же расположены  узел связи, медпункт, администрация  сельского поселения, сбербанк, библиотека, АТС.

   С каждым годом село укрепляется и благоустраивается.

   В настоящее время в селе 227 хозяйств, живут 678 человек, из них пенсионеров и инвалидов 202 человек, детей-141, трудоспособного населения-337 человек.

 

Деревня – Бигеней,

   расположена на самом красивом месте и имеет очень интересную и своеобразную историю. С самого начала образования Бигеней был разделен на две части. Между деревнями течет речка Казкаш. Одна из них называется – Аккуль- Бигеней, другая – Казанчи- Бигеней. Откуда появились эти названия? Как говорится в народных предсказаниях, в ту часть, где находится с. Казанчи Бигеней, приехали «казнаши», то есть казанцы. От этого и название Казанчи- Бигеней.

   А история названия другой части более красочна. На лугу, рядом с деревней, было озеро. А на озеро прилетали лебеди, гуси и утки, и озеро показалось белым. Вот так деревне и дали название Аккуль- Бигеней. А само слово «Бигеней» появилось в честь одного башкира по имени Бигеней, который самым первым поселился в нашей деревне.

   С давних времен прославилась своей красатой и богатствам. Деревню со всех сторон окружали деревья, журчали ручьи, пели соловьи.

   Не только природой, но и трудолюбивыми, добрыми жителями прославилась наша деревня. Особенно Казанчи Бигеней стал известным. Виновником был Ишан – Хазрат. И сегодня можно увидеть «Сад Хазрата» Тогда этот сад был очень красив. В саду росли самые разные травы и деревья. Там же было маленькое озеро. А на озеро прилетали лебеди. Летом этот сад напоминал сказочную страну. Здесь же, посреди деревьев, в богатом доме жил Ишан-Хазрат со своей семьей.

   Рядом с садом находилась мечеть. И там Хазрат учил детей арабскому языку. Он же лечил больных. Приезжали к нему на лечение из самых разных мест. 1905 году Ишан-Хазрат из-за границы привез тополя и посадил около сада и мечети. Эти тополя и сегодня растут, напоминая нам о прошлом. Ишан-Хазрат остался в сердцах людей умным, образованным человеком.

   И в деревне Аккуль-Бигеней была большая мечеть. Этой мечетью правил Йосыф мулла. В 1919 году он умер и 20 октября этого же года мечеть сгорела. Это были трудные времена. По этому восстановить мечеть удалась лишь в 1928 году. Руководителем был Валиахмет мулла. В 1937 году мечеть закрыли.

   В деревне жили богатые, конечно, были и бедные. Богатые жили в красивых, больших двухэтажных домах. Держали скотину и самое главное у них было земли. А бедные жили плохо, дети не могли получить образование.

   Октябрьская революция, гражданская война, 1921 год и наконец Великая Отечественная война – все это отражалось в истории нашей деревни.

   1930-е годы – это годы коллективизации, в нашей деревни образовались колхозы. В деревне Аккуль-Бигеней – колхоз «Кызыл йолдыз» а в деревне Казанче-Бигеней – «Эшчән». Первым председателем колхоза «Эшчән» - был Шакур Закиров. Он был очень трудолюбивым, старательным человеком. А председателем колхоза «Кызыл йолдыз» был самый уважаемый аксакал деревни Гилязетдин Минхажетдинов.

   1935 году в деревне Казанче-Бигеней было 88 семей и 86 из них были членом колхоза «Эшчән». Руководил колхозом тогда Зиганша Мусин. А в деревне Аккуль – Бигеней было 97 семей и 92 из них были членом колхоза «Кызыл йолдыз». Руководителем был Шайхутдинов.

   В 1939 году эти колхозы объединяли и дали название колхоз «Молотов». 1940-1946 годы руководителем был Гильмутдин Мубаракшин.

   Началась Великая Отечественная Война. Сотни мужчин отправились на фронт и многие не вернулись. 44 человека из деревни Казанчи-Бигеней и 40 человек из деревни Аккуль-Бигеней пали смертью храбрых.

   Все работы, в годы войны, легли на плечо женщин, стариков и детей. Им приходилось вести хозяйство, работать в поле, валить лес рыть окопы.

   Голодные, усталые люди верили в победу и сделали все для этого.

   Наконец Победа! Начались восстановительные работы. Это были трудные времена. Но народ все это осилил и поднял колхоз. Руководили тогда колхозом фронтовики – Файзелхак Ишниязов и затем Ибрагим Хузин.

   В 1960 году колхоз переименовал в колхоз «Марс». В него вошли деревни Аккуль-Бигеней, Казанчи-Бигеней, и Сатышево.

   В 1990 году от «Марса» отделяется колхоз «Бигеней» его председателем становится Зайнетдинов Габделхай. В 2000 году колхоз Бигеней снова присоединился к колхозу «Марс». В данное время колхоз «Марс» преобразовали в  ООО «Саба» филиал №1 Сатышево.

   В настоящее время в деревне Аккуль - Бигеней - 57 хозяйств, проживают 177 человек, село Казанчи-Бигеней – 55 хозяйств,проживают –  159 человек.

История деревни Мамалаево (Мамалай)

     Деревня в Сабинском районе, на р. Мёша, в 18 км к югу от пгт Богатые Сабы.
     На 2017 г. - 241 жителя (татары).
     Полеводство, молочное скотоводство.
     Начальная школа, клуб.
     Известно с 1680 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжно-шапочным промыслом. В начале 20 в. в Мамалаево функционировали мечеть, кузница, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1069,9 дес. В начале XX в., в Мамалаево был найден ярлык хана Сахиб-Гирея, датированный 1523 г.
     До 1920 г. деревня являлась центром Елышевской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Сабинском районе.
     Число жителей: в 1782 г. - 48 душ мужского пола, в 1859 г. - 447, в 1897 г. - 842, в 1908 г. - 950, в 1920 г. - 859, в 1926 г. - 765, в 1938 г. - 728, в 1949 г. - 494, в 1970 г. - 409, в 1979 г. - 439, в 1989 г. - 288 чел. 2018 г.- 232 чел.

История деревни Чабки-Сабы (Чэбки Саба, Чэукэ)

Деревня в Сабинском районе, на реке Казкаш, в 11 км к югу от поселка городского типа Богатые Сабы. На 2017 год - 40 жителя (татары).

Полеводство, овцеводство.

Основана в 1-й половине 18 века. В дореволюционных источниках упоминается под названием Чаука, Чабья. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали мечеть (построена в 1888 году - памятник архитектуры), мектеб, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 828,2 десятины. 29 мая 2016 году открылся новый мечеть.

До 1920 года деревня входила в Сатышевскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Сабинском районе. Число жителей: в 1782 году - 48 душ мужского пола, в 1859 году - 179, в 1897 году - 325, в 1908 году - 372, в 1920 году - 356, в 1926 году - 345, в 1938 году - 302, в 1949 году - 186, в 1970 году - 126, в 1979 году - 97, в 1989 году - 65, в 2002 году - 52 человека, в 2017 году- 40 человека.

 

Последнее обновление: 18 сентября 2018, 9:01

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования